МОУ "Веселолопанская СОШ"
с. Весёлая Лопань, Белгородский район, Белгородская область
  • Лекция «Буллинг (моббинг) как социально-педагогическая проблема»

    Автор: Гридасова НН
    16 сентября прошла лекция для педагогического состава МОУ «Веселолопанская СОШ» из цикла лекций «Буллинг (моббинг) как социально-педагогическая проблема» на тему «Буллинг как форма насилия в ученическом коллективе». Памятка для педагогов Что делать в ситуации буллинга? Как помочь? Алгоритм действий педагогов В этой памятке сконцентрирован опыт многих школ, педагогов и психологов в борьбе и профилактике агрессивного поведения в школах. В последнее время агрессивность проявляется всё чаще и острее. Исследования показывают, что ее проявления деформирует психику практически всех детей, которые вовлечены или даже только наблюдают процессы агрессивного поведения. Мы должны быть во всеоружии, точно знать, как себя вести, когда встречаемся с явлениями агрессивного поведения школьников. Речь идет не просто о жестком подавлении агрессивности, а о твердом, последовательном, психологически грамотном поведении взрослых по отношению к этим явлением. Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга: 1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллинга учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации. 2. Администрация, совместно с психолого – педагогической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии. Если случай буллинга выявлен, крайне важна совместная работа педагогического коллектива, администрации школы и родителей по ее устранению, а также профилактика возникновения аналогичной ситуации. 3. Проводится непосредственная работа с жертвами буллинга и преследователями. Действия учителей: • Не игнорировать, не преуменьшать значение факта буллинга. В школе следует прийти к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия. Тогда повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать (в том числе наблюдателей и сторонников агрессоора) на эту ситуацию. • Занять позицию. Позиция учителей не должна быть отстраненной: «Пусть сами разбираются». Действия классного руководителя: Проинформировать педагогический коллектив. Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. 2. Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга: • Выслушайте и поддержите ребенка. • Скажите ребенку: Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что вы в состоянии помочь ему с его проблемой). Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз. Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что вы пытаетесь понять его чувства). Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления). Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Ребенок нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость: «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло». Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту). Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и высказать собственное негативное отношение к происходящему. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение. В ходе разговора с классом следует: • Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию. • Вместе обсудить имеющиеся правила противодействия и профилактики буллинга или выработать новые правила общения и поведения. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно. • Обозначить травлю как «болезнь группы». • Установить твёрдые рамки и ограничения нежелательного поведения. • Ввести «санкции» за подобное поведение. • Обеспечить последовательное введение и осуществление «санкций». План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты: 1. Прямота. Назовите проблему своим именем – это – травля, насилие. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. 2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» 3. Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются свои индивидуальные особенности, которые могут раздражать других. 4. Обсудите и введите новые правила поведения и личную ответственность за их нарушения. Предложите лидерам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за введение новых правил поведения и общения в классе. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. 5. Изучите морально-психологическую обстановку в классе, Проведите анкетирование и обсудите его результаты. 6. Обратитесь за помощью к специалисту. Пригласите педагога-психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга. 7. Можно обратиться за помощью в школьный Совет по профилактике. 4. Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет не такой по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла. 5. Пригласить родителей для беседы. В процессе беседы с родителями следует обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, которые свидетельствуют о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования на эту ситуацию взрослых, в частности, родителей. Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей.
    Лекция  «Буллинг (моббинг) как социально-педагогическая проблема».

    16 сентября прошла лекция для педагогического состава МОУ «Веселолопанская СОШ» из цикла лекций «Буллинг (моббинг) как социально-педагогическая проблема» на тему «Буллинг как форма насилия в ученическом коллективе».

     Памятка для педагогов ❗ ❗ ❗

    Что делать в ситуации буллинга? Как помочь?
    Алгоритм действий педагогов

    В этой памятке сконцентрирован опыт многих школ, педагогов и психологов в борьбе и профилактике агрессивного поведения в школах. В последнее время агрессивность проявляется всё чаще и острее. Исследования показывают, что ее проявления деформирует психику практически всех детей, которые вовлечены или даже только наблюдают процессы агрессивного поведения.

    Мы должны быть во всеоружии, точно знать, как себя вести, когда встречаемся с явлениями агрессивного поведения школьников. Речь идет не просто о жестком подавлении агрессивности, а о твердом, последовательном, психологически грамотном поведении взрослых по отношению к этим явлением.

    Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга:

    1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллинга учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.

    2. Администрация, совместно с психолого – педагогической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
    Если случай буллинга выявлен, крайне важна совместная работа педагогического коллектива, администрации школы и родителей по ее устранению, а также профилактика возникновения аналогичной ситуации.

    3. Проводится непосредственная работа с жертвами буллинга и преследователями.

    Действия учителей:

    • Не игнорировать, не преуменьшать значение факта буллинга.
    В школе следует прийти к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия. Тогда повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать (в том числе наблюдателей и сторонников агрессоора) на эту ситуацию.

    • Занять позицию. Позиция учителей не должна быть отстраненной: «Пусть сами разбираются».

    Действия классного руководителя:

    Проинформировать педагогический коллектив. Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

    2. Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга:

    • Выслушайте и поддержите ребенка.

    • Скажите ребенку:

    Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что вы в состоянии помочь ему с его проблемой).

     Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз.

    Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что вы пытаетесь понять его чувства).

    Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).

    Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Ребенок нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость: «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».
    Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

    Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и высказать собственное негативное отношение к происходящему.
    После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение.


    В ходе разговора с классом следует:

    • Обсудить с ребятами в классе случай буллинга.

    Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию.

    • Вместе обсудить имеющиеся правила противодействия и профилактики буллинга или выработать новые правила общения и поведения. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.

    • Обозначить травлю как «болезнь группы».
    • Установить твёрдые рамки и ограничения нежелательного поведения.

    • Ввести «санкции» за подобное поведение.

    • Обеспечить последовательное введение и осуществление «санкций».

    План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:

    1. Прямота. Назовите проблему своим именем – это – травля, насилие. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека.
    2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?»
    3. Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются свои индивидуальные особенности, которые могут раздражать других.
    4. Обсудите и введите новые правила поведения и личную ответственность за их нарушения. Предложите лидерам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за введение новых правил поведения и общения в классе. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции.
    5.  Изучите морально-психологическую обстановку в классе, Проведите анкетирование и обсудите его результаты.
    6. Обратитесь за помощью к специалисту. Пригласите педагога-психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
    7.  Можно обратиться за помощью в школьный Совет по профилактике.

    4. Привлечение авторитетного союзника.

    Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет не такой по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.
    5. Пригласить родителей для беседы.

    В процессе беседы с родителями следует обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, которые свидетельствуют о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования на эту ситуацию взрослых, в частности, родителей.
    Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie